Подземелья и клады Лурея

Город Вашингтон в США по статусу похож на нашу Москву, то есть — стоит особняком ото всей страны в своем маленьком округе Коламбия. Даже международный аэропорт города Вашингтон находится в другом штате, в Вирджинии. Там же, в Вирджинии, в полусотне километров от Вашингтона, расположился уникальный природный памятник — Лурейские пещеры. Добраться туда можно на собственном авто или на туристическом автобусе вместе с группой экскурсантов. 

Подземный мир начинается буквально за указателем «Прекрасные пещеры Лурея» (Beautiful Caverns of Luray). Домик, в котором располагаются врата, из серо-бурого камня, однако сами двери в каверны находятся под ослепительно белым навесом с вентиляторами. 

 

 

Спускаться вниз пришлось по стандартной бетонной лестнице с перилами, которая неожиданно напомнила мне спуск в подвальную раздевалку в одной из бесплатных поликлиник моего города. Однако через пару метров случается настоящий разрыв шаблона: ты идешь, почти настроившись на советские интерьеры, а оказываешься в параллельном измерении. Пещеры начинаются внезапно, сразу. И только железные, блестящие перила да брусчатка на полу напоминают, что здесь проходит трасса для экскурсий.

Первое помещение, в котором гид делает остановку — это зал Вашингтона. Именно его в 1878 году открыли трое местных жителей и один пацаненок 13-ти лет. В поисках драгоценных камней они буквально провалились в пещеру. Спустив ребенка под землю на веревке, жители Вирджинии поняли, что наткнулись на нечто необычайное. А первый сталактит, увиденный здесь, они назвали колонной Вашингтона. 

 

Колонна Вашингтона

 

Еще я узнала, что Лурейские пещеры (по-английски их название звучит как «Люрей кавернс») - это, строго говоря, не пещеры. Это каверны, то есть — подземные пустоты, образовавшиеся 700 миллионов лет назад. Дождевая вода проникала сквозь почву сверху, и вымывала кальциты. Так образовались сталактиты причудливейших форм. Под ними, как полагается, росли сталагмиты — тоже удивительных конфигураций.

 

 

Сталактиты растут очень долго, один кубический дюйм в 120 лет, пояснил экскурсовод. А цвет их может быть различным, поскольку из почвы вымываются также оксиды железа. Потому статактиты могут быть оранжевыми, красноватыми, бурыми. 

 

 

Кроме сталактитов, поражает поведение экскурсантов. Добропорядочные американцы идут и не трогают стены! Надписи о том, что трогать подземные красоты руками нельзя, присутствуют везде, однако как удержаться, чтобы не провести рукой вот по таким удивительным штукам?

 

 

Словом, через пятнадцать минут путешествия под землей мои руки почти по локоть были в грязи. Я украдкой оттирала их влажными салфетками. Немного позже я решила вести себя посдержаннее и не гладить подряд все приглянувшиеся камни, пытаясь разглядеть все их слои и понять, из чего какого материала на ощупь они состоят (по секрету скажу — крошится большинство сталактитов сильно).

Затем был зал с потрясающими космическими пейзажами. Честное слово, как будто я внезапно оказалась на астероиде на орбите планеты Марс. Это оптическая иллюзия, и сталактиты так отражаются в воде. Фееричное зрелище! Мне снова захотелось проверить, что будет, если наступить ногой на эти натекшие под сводами пещеры лужи. Как будет разбиваться отражение? Но за ограждения я все же не полезла. Мы, русские, тоже представления о цивилизации имеем.

 

 

И тут вспомнилась мне история, как я влезла в пещеру «Чёртова печь» на реке Немде в Кировской области. Как же ругался мой невольный проводник, это надо было слышать! В этой малюсенькой, по сравнению с Луреем, пещере можно запросто сломать ногу или застрять в узком ходу, больше похожем на кротовую нору.

Здесь же, в Лурее, экскурсовод много шутил и подгонял отстающих байками о «белом диггере» (надо думать, это как у нас «черный скалолаз», «белый спелеолог»). Мол, отстанете, а он вас и утащит в очередной провал.

Аид в древнегреческом пантеоне был повелителем царства мертвых, которое располагалось под землей. В Лурейских кавернах есть зал, названный в честь римского аналога Аида — бога Плутона. Здесь все белое, очень низкие своды, а «интерьеры» действительно похожи на античные залы. Если пройти подальше и через мостик, внизу видно молочного цвета речку, практически настоящий Стикс (Лету). Еще дальше без компании двигаться страшновато: вокруг неровные камни, как морды монстров, и глубочайшие темные провалы, между которыми чудится движение белых теней.

 

 

Именно здесь понимаешь: пещеры очень глубокие, их глубина — более 50 метров. То есть, такая, что здесь, при желании, можно спрятать статую Свободы, которая украшает Манхэттен.

Тут же вспоминается история блужданий под землей Тома Сойера. Помните, как они с Бекки заблудились в пещерах и нашли кое-что таинственное и страшное? Ощущения и вправду мистические. 

 

 

Пройдя зал с громадными сталактитами, похожими на ноги известнякового колосса (этим природным образованиям 7 миллионов лет, с ума сойти!), группа вышла в невеликий зал. От других он отличался тем, что здесь стоял музыкальный инструмент, напоминающий пианино. 

Увиденное превзошло все ожидания. Это оказался самый большой в мире природный инструмент — великий сталактитовый орган. Оказывается, свойства сталактитов звучать пр ударе были замечены при открытии пещеры. А вот музыкальный инструмент на основе этого свойства догадался только Лейланд В. Спринкл. В 1954-м году бродил по Лурейским кавернам с маленьким сынишкой, и тот сильно ударился головой о сталактит. Пещера наполнилась басовитым гулом!

Впоследствии Лейланд проверил около 3000 сталактитов в пещере (без помощи головы сына), и нашел 37, которые звучали громче других. На основе этих 37 уникальных природных труб он создал орган. Сегодня инструмент автоматический: проводник заводит «шарманку», и в вышине, над головами туристов, движутся механизмы, заставляющие камни петь.

 

 

Песенка простая, вроде «У Мэри была овечка», но звучит очень медленно и совершенно потусторонне. Вибрация будто наполняет пещерный зал, отражается глубоко внутри тела слушающих. Я бы хотела услышать здесь «Лунную сонату» Бетховена. Ощущение мурашек под кожей великолепно бы дополнило печальную, пронзительную, гулкую мелодию.

 

Сокровище Лурейских пещер

 

Путешествие по пещерам занимает более часа. В «конце туннеля» ждет сюрприз, здесь есть пещера с зеленой подсветкой из-под воды, нереально красивая. И что еще менее реально, сплошь усыпанная монетами. 

Именно сюда туристы кидают денежки, чтобы, наверное, вернуться. И не только металлические, но и бумажные. Я своими глазами видела, как мой сосед по экскурсии кидал в воду 50-долларовую купюру. Наш гид пояснил, что внизу деньги всего за две недели. Ничего себе!

 

 

И еще, непонятно зачем, под землей установлены мемориальные доски погибшим в войнах жителям Вирджинии. Перечислены все двадцать или тридцать воинов Второй мировой, примерно столько же участников Вьетнамской кампании и пятеро, отдавших свою жизнь за независимость Южной Кореи. 

Американцы возле этого памятника замирают и недолго стоят, видимо, отдавая дань почтения павшим, затем уже следуют на выход из подземелий…

 

 

Выйдя из пещер, сразу начинаешь щуриться от яркого солнышка, и адски хочется забежать в полутемное помещение. Таких там нет, зато есть: сувенирная лавка, музей долины Люрей, лавка игрушек и Музей-караван карет и винтажных автомобилей. 

Больше всего там мне запомнился желтый локомобиль 1914 года. Но не формами или обвесами, которые принято превозносить в среде любителей авто. А пассажиром в меховом пальто, защитных очках и перчатках. Шикарные усы и картуз выдавали русское происхождение. Так оно и есть: в описании указано, что этот локомобиль в свои времена катался по улицам Москвы, столицы нашей Родины. Такой вот привет из России, с любовью.

 

 

При желании можно зайти в музей долины Люрей. Здесь восстановлено несколько зданий «под старину», одним из которых является... камнемойка. Да, именно по такой технологии в Вирджинии, в городке Люрей, отмывали от грязи драгоценные камни. При мне она не работала, но, заглянув за заборчик, я разглядела под деревянными навесами квадратные лотки и желоб для воды. Интересно было бы опробовать старинную технологию, да и полудрагоценные самоцветы тоже хотелось бы подержать в руках — но, видно, не судьба. А камешек на память я себе все-таки подобрала. Очень похож на сталактиты и сталагмиты!

Роза Юзенас